Уважаемые коллеги!
Тематическая ориентация четвертых, ставших уже традиционными в Национальном исследовательском университете «Московский институт электронной техники» ежегодных Декартовских чтений — Международной научно-практической конференции «Рационализм и универсалии культуры» — продиктована объективной необходимостью осмысления философских и общенаучных проблем, укладывающихся в систему «современный рационализм — мировоззренческие парадигмы».
Рационализм как образ мышления и как основа миропонимания подвергался в прошлом и подвергается сегодня разнообразной критике, обусловленной, как представляется, с одной стороны, убеждениями о нерасторжимости единства окружающего нас мира и человека, что само по себе уже исключительно важный мировоззренческий фактор, с другой — логическим несоответствием его (мира) рационалистического видения и иррациональности человека, что в свое время подчеркивал И. Кант. С изменением научной картины мира происходит изменение и самого человека, но не только и не столько как Наблюдателя, сколько как активного действующего Субъекта.
Основой рационализма наших дней является понимание Универсума как динамической саморазвивающейся системы. Но для сторонника материализма он может представлять абсолютное единство Вселенной и микрокосмоса, для субъективного идеалиста — взаимодействие Вселенной и собственного Я, а для представителя теологии — результат божественного сотворения по принципу: «Бог есть свернутый мир, Вселенная есть развернутый Бог». Тем не менее их позиции сходны в том, что в восприятии Универсума подразумевается нечто близкое к понятиям мир, космос, бытие, Вселенная. Это дает возможность «примирить» разные философские позиции во взаимосвязи Универсума и человека как проявления собственного бытия человека в окружающей объективной реальности, то есть говорить об актуализации человеческого Я в потенциальной бесконечности мира. Именно эта попытка определения близких позиций различных философских школ и направлений в понимании реальности — вне зависимости от того, является она творческим актом высшего сознания или следствием саморазвития Вселенной — предопределила смысловое соединение рационализма с универсалиями культуры как результатами разнообразного культурного опыта и деятельности, представленными в поливариантных мировоззренческих парадигмах. Определяющей позицией этого соединения «под флагом» современного рационализма является декартова неразрывность субъекта и объекта, несводимость мышления к простому отражению объективной реальности.
Мы с удовлетворением констатируем, что Декартовские чтения в НИУ МИЭТ привлекают внимание не только философов, но и представителей естественных и технических наук. Это дает основание утверждать, что декартово cogito, требующее опираться в процессе познания только на абсолютно достоверные знания, по-прежнему актуально в решении важнейших гуманитарных, социокультурных и социотехнических проблем современного мира. Следуя общефилософской традиции в проведении подобных научных форумов, мы расширили проблематику от историко-философских исследований до онтологии и теории познания, философии и психологии сознания, полидисциплинарной антропологии, насущных проблем общего, естественно-научного и физико-математического образования. Одновременно ширится география участников Чтений: в этом году желание окунуться в дискуссии по самым различным направлениям научных исследований выразили ученые как ближнего (Беларусь, Молдова, Украина), так и дальнего (Германия, Мьянма, Италия) зарубежья. Особо следует отметить участие в работе конференции молодых исследователей — аспирантов, студентов магистратуры и бакалавриата философских, экономических, математических и технических специальностей, программ и направлений подготовки.
Программа IV Декартовских чтений предусматривает обсуждение заявленных проблем в рамках пяти секций, однако это не означает их обособленности и «замкнутости» в самих себе, что лишний раз подчеркивает условность их разделения: каждая секция открыта к дискуссионному обсуждению для всех участников. Полагаем, что развернутые дискуссии позволят относительно полно раскрыть содержание представленных материалов и будут способствовать расширению теоретического и практического знания, методологии научного познания.
Председатель оргкомитета А. И. Пирогов,
д. ф. н., профессор