Исследуется важный отличительный признак формирующегося сегодня «общества знания», состоящий в изменении типа мышления и роли в нем формальной информации, а также «человеческого знания». Представлена система образования в России, внедряющая идеалы и нормы информационного общества, которая строится на принципах разработки технологий и программирования, представления знаний в модулях и их оценки в компетенциях. Отмечаются существенные изменения понятийного аппарата в философском образовании в сторону внедрения технических терминов. Показано принципиальное изменение ситуации в «обществе знания», когда на смену «инструментальному разуму» будет приходить «живое знание».
Трансформация представлений об образовании в концепции «общества знания»
Автор Даниелян Н. В.
Ключевые слова: знание; информация; «общество знания»; система образования; «живое знание»; критическое мышление; формирование компетенций.
Литература
- Stehr N. Arbeit, Eigentum und Wissen: Zur Theorie von Wissengesellschaften. Frankfurt-am-Main: Suhrkamp, 1994. 261 S.
- Лекторский В. А. Философия, общество знания и перспективы человека // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 30—34.
- К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2005. 239 с.
- Горц А. Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний / Пер. с фр. М. Сокольской // Логос. 2007. № 4 (61). С. 5—63.
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. [2-е изд., перераб. и доп.]. М.: Педагогическое о-во России, 2002. 512 с.
- Хахлвег К., Хукер К. Эволюционная эпистемология и философия науки // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М.: Эдиториал УРСС, 1996. С. 158—198.
- Карпенко М. Трансформация системы образования под влиянием информационно-коммуникационных технологий // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2004. № 6. С. 8—11.
- Shephard K. Questioning, Promotion and Evaluation the Use of Streaming Video to Support Student Learning // British Journal of Educational Technology. 2003. Vol. 34. № 3. P. 295—308.