doi: 10.24151/2409-1073-2023-1-93-102
Аннотация. Основываясь на концептуальных положениях теории доверия, авторы
обосновывают методологический подход к исследованию феномена доверия у препода-
вателей высшей школы, синтезирующий принципы феноменологического и эпистемоло-
гического методов исследования. Доказательность предложений и выводов базируется на
анализе и синтезе результатов теоретических и прикладных исследований; результатов ак-
туальных эмпирических исследований, проведенных международными и отечественными
аналитическими центрами и организациями; на использовании статистических данных,
количественных и качественных исследований представителей российского и зарубежно-
го научного сообщества.
Ключевые слова: валовый внутренний продукт, национальное благосостояние, ка-
чество высшего образования, феномен доверия в высшей школе, кадровые проблемы
высшей школы, цифровизация высшего образования, качество дистанционного обра-
зования, доверие потребителей, образовательные услуги
Для цитирования: Стуканова С. С., Стуканова И. П. Феномен доверия в системе выс-
шего образования // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023.
№ 1 (37). С. 93—102. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-1-93-102
Список
литературы и источников
1. Балацкий Е. В. «Ловушка аудиторных часов»
и новая модель образования // Высшее об-
разование в России. 2017. № 2. С. 63—69.
EDN: XWWKWF.
2. Болбаков Р. Г. Отношения между явным
и неявным знанием // Перспективы нау-
ки и образования. 2015. № 1 (13). С. 10—16.
EDN: TKLUNB.
3. Дзюбенко С. Суть реформ и оптимизаций
в образовании // Ящzк Пандоры [Элек-
тронный ресурс]. 02.06.2017. URL: https://
pandoraopen.ru/2017-06-02/sut-reform-ioptimizacij
-v-obrazovanii/ (дата обращения:
04.11.2022).
4. Доверие как критический фактор до-
стижения стратегических целей соци-
ально-экономического и политического
развития государства: Заседание Науч-
но-экспертного совета при Председателе
Совета Федерации Федерального Собра-
ния Российской Федерации 13 ноября
2020 года / под общ. ред. А. Е. Петрова.
М.: Аналитическое управление аппара-
та Совета Федерации, 2021. 74 с. (Ана-
литический вестник Совета Федерации
Федерального Собрания Российской
Федерации; № 1 (761)).
5. Долженко О. В. Очерки по философии обра-
зования. М.: Компания «Кворум»: Промо-
медиа, 1995. 239 с.
6. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Доверие
к высшему образованию: социологические
подходы к исследованию проблемы // Вест-
ник Пермского национального исследова-
тельского политехнического университета.
Социально-экономические науки. 2018.
№ 3. С. 21 —35. https://doi.org/10.15593/2224-
9354/2018.3.2
7. Индикаторы образования: 2022: статистиче-
ский сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гох-
берг, О. А. Зорина и др. М.: НИУ ВШЭ, 2022.
530 с.
8. Индикаторы образования: 2021: статистиче-
ский сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гох-
берг, В. И. Кузнецова и др. М.: НИУ ВШЭ,
2021. 508 с.
9. Институциональное доверие в высшей шко-
ле и качество образования: монография /
С. Б. Токарева, О. В. Голубь, Т. С. Горина,
Н. А. Калашникова. Волгоград: Изд-во
ВолГУ, 2015. 141 с.: ил., табл.
10. Калюков Е. Путин назвал главные задачи вла-
стей в экономике // РБК [Электронный ре-
сурс]. 12.02.2020. URL: https://www.rbc.ru/eco
nomics/12/02/2020/5e43da739a7947b2ccfe4e8f
(дата обращения: 20.11.2022).
11. Нравится ли учителям их работа: результаты
опроса / Служба исследований HeadHunter //
hh.ru [Электронный ресурс]. 05.10.2019. URL:
https://hh.ru/article/25478?customDomain=1
(дата обращения: 21.11.2022).
12. Терентьев Е. А. Переход на дистанционное
обучение и удаленную работу в оценках
университетских преподавателей // Мо-
ниторинг экономики образования [Элек-
тронный ресурс]. 2021. Вып. № 4. URL:
https://www.hs e.r u/data/2021/01/25/
1402589985/Выпуск%204-2021%20Пере-
ход%20на%20дистанционное%20о..%20
университетских%20преподавателей.pdf
(дата обращения: 16.11.2022).
13. Токарева С. Б., Голубь О. В. Деформация
институционального доверия в совре-
менном образовательном пространстве:
причины и проявления // Вестник Вол-
гоградского государственного универ-
ситета. Сер. 7: Философия. Социология
и социальные технологии. 2015. № 4 (30).
С. 134—138. https://doi.org/10.15688/jvolsu7.
2015.4.17
14. Умаров Р. Х., Садаева М. З. Феномен до-
верия в системе взаимодействия семьи
и школы // Известия Чеченского государ-
ственного педагогического университета.
Сер. 1: Гуманитарные и общественные на-
уки. 2019. Т. 23. № 1 (25). С. 194—197. EDN:
RISNYO.
15. Шуклина Е. А., Певная М. В. Доверие как
институциональная проблема высшего об-
разования // Университетское управление:
практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5. С. 120—
131. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.05.068
16. Яковлева И. В. Эпистемологический анализ
образовательных парадигм и поиск пу-
тей выстраивания нового образователь-
ного вектора (социокультурный под-
ход) // Философия образования. 2017.
№ 3 (72). С. 38—50. https://doi.org/10.15372/
PHE20170304
17. Bstieler L., Hemmert M., Barczak G. The
changing bases of mutual trust formation in
inter-organizational relationships: A dyadic
study of university-industry research collaborations
// Journal of Business Research. 2017.
Vol. 74. P. 47—54. https://doi.org/10.1016/j.
jbusres.2017.01.006
18. Philosophical and methodological aspects of labor
quality management in the era of intelligent machines
/ S. S. Stukanova, I. P. Stukanova, A. V. Agafonov,
I. A. Murog // Economic Issues of Social
Entrepreneurship / eds E. G. Popkova, B. S. Sergi.
Cham: Palgrave Macmillan, 2021. P. 445—455.
https://doi.org/10.1007/978-3-030-77291-8_41
19. Reitz T. Academic hierarchies in neo-feudal capitalism:
How status competition processes trust
and facilitates the appropriation of knowledge //
High. Educ. 2017. Vol. 73. Iss. 6. P. 871—886.
https://doi.org/10.1007/s10734-017-0115-3
20. Williams R., Leahy A. U21 ranking of national
higher education systems 2020 // Universitas21
[Web]. March 2020. URL: https://universitas21.
com/si tes/default/f iles/2020-0 4/U21_
Rankings%20Report_0320_Final_LR%20
Single.pdf (accessed: 03.11.2022).
21. World Values Survey Wave 7 (2017—2020) //
World Values Survey [Web]. URL: https://www.
worldvaluessurvey.org/WVSDocumentation-
WV7.jsp (accessed: 30.11.2022).
22. Zanin L. Education and life satisfaction in relation
to the probability of social trust: A conceptual
framework and empirical analysis // Soc.
Indic. Res. 2017. Vol. 132. Iss. 2. P. 925—947.
https://doi.org/10.1007/s11205-016-1322-5
Просмотреть материал полностью