Рассмотрен широкий спектр представлений обыденного сознания, который, по мысли автора, не способны преодолеть ни школа, ни педагогика, ни наука. Демонстрация этого выводит на узловые проблемы философской мысли, исследование которых есть одновременно и вхождение в культуру мышления, без освоения которой, без включения ее в контекст образовательной практики формирование свободно-творческого мышления не может быть рационально поставлено. Способ обнаружить чистое начало этой деятельности автор видит в философии Декарта. Через анализ исходных принципов философии Декарта приоткрывается состояние школы и ее неспособность взять в себя исторически развитый ум. Безумие как «сон разума», заключает автор, проникает во все поры жизни и остается там жить, проходя мимо исторически развитой мыслительной культуры.
Ключевые слова: мышление, рассудок, разум, предрассудок, понятие, теоретическая форма, философия, педагогика, школа.
Литература
- Декарт Р. Сочинения: в 2 т. 1989—1994. Т. 1. М.: Мысль, 1989. 656 с. (Философское наследие).
- Лобастов Г.В. В одной капле океан воды (Философско-педагогическое эссе) // Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Развитие личности в изменяющихся условиях: Мат-лы IV Всероссийской науч.-практ. конференции с междунар. участием (17 апреля 2019). Красноярск. С. 91—108.
- Гегель. Сочинения. Т.11: Лекции по истории философии. М.: М.-Л.: Гос. изд-во. 1935. 527 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. 1982—1984. Т. 2: Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1982. 504 с.
- Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики: монография. М.: СГУ, 2013. 357 с.
- Общая информатика: учеб. пособ. для средн. школы / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев, А. Г. Алексеев. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. 591 с.