DOI: 10.24151/2409-1073-2017-4-29-36
Реклама рассматривается как результат специфического вида жизнедеятельности человека — рекламной деятельности, которая оставляет в истории целый комплекс источников, до сих пор не атрибутированных и с этой точки зрения не исследованных в значительном объеме. Раскрывается историография изучения рекламы как исторического источника в периодических изданиях начиная с 1911 г. Доказано отнесение рекламы к типу массовых источников. Подчеркнута актуальность и значимость комплекса рекламы как исторического источника, который может послужить основой для огромного слоя отечественных исторических работ, изучающих как зарубежную, так и отечественную рекламу.
Ключевые слова: реклама как исторический источник; история рекламы; история зарубежной рекламы.
Литература
- Цыперович Г. Реклама // Современный мир. 1911. № 1. С. 179—214.
- Барсукова М. Двигатель мукомолья // Былое: Ежемес. приложение к газете «Деловой мир». 1995. № 8. С. 7.
- Плаксин И. Курские зазывалы // Былое: Ежемес. приложение к газете «Деловой мир». 1994. № 12. С. 5.
- Поткина И. Народная реклама // Былое: Ежемес. приложение к газете «Деловой мир». 1996. № 8. С. 18—19.
- Чередниченко С. Пейте воды, господа! // Рекламный мир. 1995. № 19. С. 13.
- Чередниченко С. Пионер рекламы // Былое: Ежемес. приложение к газете «Деловой мир». 1996. № 1—2. С. 7.
- Чичуга М. А. Реклама как источник по истории шведского предпринимательства в России: (на примере печатных изданий конца XIX — начала XX вв.) // Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития: мат-лы XVII Междунар. науч. конф. (Москва, 9—11 апр. 2015). М.: РГГУ, 2015. С. 472—474.
- Сидорчук О. Н. Использование рекламы как исторического источника при изучении предметов гуманитарного цикла // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике / Под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. С. 192—212.
- Глинтерник Э. М. Ранние источники по истории российской рекламы // XX Международная научно-методическая конференция заведующих кафедрами маркетинга, рекламы и связей с общественностью, дизайна и смежных направлений: сб. мат-лов. М.: Экон-Информ, 2016. С. 289—297.
- Серегин А. А. Исследование газетных рекламных объявлений. Историография вопроса // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2013. № 7. С. 100—103.
- Галанин С. Ф. Газетная реклама как исторический источник (по материалам казанских газет второй половины XIX века): автореф. дис. … канд. ист. наук. Казань, 1999. 23 с.
- Арышева Г. А. Газетная реклама как исторический источник (по материалам томских газет вт. пол. XIX в.) // Актуальные вопросы истории Сибири: Пятые научные чтения памяти проф. А. П. Бородавкина (1919—1996): сборник науч. тр. Барнаул: Азбука, 2005. С. 53—54.
- Голиков А. Г. Проблемы источниковедческого изучения рекламы в периодической печати России XIX — XX вв. // III Научные чтения памяти профессора В. И. Бовыкина (Москва, 31 янв. 2007): [Электронный ресурс] / Исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/01_2007/Golikov.pdf (дата обращения: 27.12.2015).
- Грик Н. А. Рекламные объявления в томской губернской газете «Красное знамя» в 1921—1925 гг. и восстановление товарно-денежных отношений // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 408. С. 66—71. DOI: 10.17223/15617793/408/9.
- Дамешек Л. М., Малых С. В. Реклама как источник изучения потребностей горожан Восточной Сибири в последней четверти XIX — начале XX вв. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2012. № 1. С. 86—91.
- Корнилова К. С. Реклама на страницах провинциальных изданий в 60—80-е годы XIX века // Медиаскоп: [Электронный ресурс]. 2009. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/en/реклама-на-страницах-провинциальных-изданий-в-60-80-е-годы-xix-века (дата обращения: 02.08.2017).
- Коротеева Л. М. Реклама в печатных изданиях дореволюционной России: от истоков до широкомасштабного внедрения // Актуальные проблемы современного регионоведения: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (Курск, 17 июля 2015). Курск: Инвестсфера, 2015. С. 26—29.
- Малых С. В. Реклама на страницах периодической печати Восточной Сибири в 1880-е гг. — начале XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 346. С. 74—76.
- Николаева Д. В. Газетная реклама в России на рубеже веков (1894—1905): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2002. 19 с.
- Степанов А. А. История объявлений: газетная реклама в России XVIII — XX вв. СПб.: РИАЛ-Пронто-Петербург, 2007. 143 с.: ил.
- Бураева С. В., Дикий Я. В. Реклама как источник по истории старообрядцев Забайкалья (по материалам периодических изданий начала XX в.) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. 2017. Т. 19. С. 77—82.
- Боханов А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX в. — 1914 г. М.: Наука, 1984. 147 с.
- Шелкоплясова Н. И. Источниковая база исследования истории провинциальной рекламы XIX — начала XX вв. (на примере Тульской губернии) // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 2-3 (26). С. 79—87.
- Литвак Б. Г. Очерки источниковедения массовой документации XIX — начала XX в. М.: Наука, 1979. 294 с.
- Источниковедение. Теория. История. Метод: источники российской истории / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. М.: РГГУ, 1998. 702 с. (Ин-т «Открытое о-во»).
- Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Ч. 1—2. СПб., 1910—1913.
- Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма / [В. И. Бовыкин, С. В. Воронкова, А. Г. Голиков и др.]; отв. ред. [авт. предисл.] И. Д. Ковальченко. М.: Наука, 1979. 414 с.
- Виды рекламы. Теория и практика рекламной деятельности / А. В. Агеев, А. Н. Мудров, В. С. Мейер и др. // Индустрия рекламы: информационно-справочный портал: [Электронный ресурс]. URL: http://adindustry.ru/doc/1123 (дата обращения: 06.08.2017).
Просмотреть статью