• Русский
  • English (UK)
  • О журнале
  • Выпуски
  • Авторам
  • Наши авторы
  • Контакты
  • Колонка главного редактора

Рубрики журнала

  • Экономика инновационного развития: теория и практика
  • Философия: мир в человеке и человек в мире
  • Педагогическая система координат: образование, воспитание, развитие человека
  • Личность. Общество. Государство
  • Краткие сообщения
    • Рубрика предназначена для размещения коротких (до 3 страниц) статей
  • Информация
  • Организационно-экономические аспекты инновационного развития (2014—2016)
    • Экономические науки; экономическая теория; математические и инструментальные методы экономики
  • Корпоративное управление финансово-экономической деятельностью (2014—2016)
  • Маркетинг и международный бизнес (2014—2016)
    • Мировая экономика; экономическая социология и демография
  • Духовно-нравственные проблемы бытия (2014—2016)
  • Проблемы общественного развития и образования (2014—2016)
  • Отзывы

Материалы конференций

  • Рационализм и универсалии культуры: материалы международной научно-практической конференции
  • Рационализм и иррационализм в жизни, философии, науке: материалы научно-практической конференции
  • К 70-летию Великой Победы
  • Декартовский рационализм и современная наука: материалы научно-практической конференции
  • К 50-летию Национального исследовательского университета "МИЭТ"
  • Круглый стол по вопросам методики использования внешних электронных ресурсов в учебном процессе

Картезианское cogito: «божественное» и «земное»

Автор Пирогов А. И., Растимешина Т. В.

DOI: 10.24151/2409-1073-2018-4-80-85

Обосновывается историческая значимость рационалистического метода познания выдающегося французского мыслителя Р. Декарта и его неоценимый вклад в разработку методологии научного исследования, носящей антисхоластический характер. Раскрывается сущность картезианского cogito, достоверность которого как исходного принципа познания гарантирована существованием Бога, выступающего источником объективной значимости человеческого мышления. Сознание характеризуется как фундамент всяких знаний, единственное основание абсолютной достоверности, что позволяет «божественному» и «земному» одновременно и стать созвучными друг другу, и оставаться различными в главном: для несовершенного «земного» безупречное «божественное» недостижимо.

Ключевые слова: теория познания; рационализм; научный метод; методология; субъект мышления; cogito; сомнение; бытие.

Литература

  1. Лопатин Л. М. Декарт, как основатель нового философского и научного мировоззрения // Философские характеристики и речи / Л. М. Лопатин. М.: Academia, 1995. 327 с.: портр. (Философско-психологическая серия).
  2. Ляткер Я. А. Декарт. М.: Мысль, 1975. 198 с. (Мыслители прошлого).
  3. Асмус В. Ф. Декарт. М.: Госполитиздат, 1956. 371 с., 1 л. портр. (Философское наследие).
  4. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Сочинения: в 2 т. / Р. Декарт. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 3—72. (Философское наследие).
  5. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении: кн. 1—3 // Сочинения: в 3 т. / Дж. Локк. Т. 1. М.: Мысль, 1985. С. 78—582. (Философское наследие).
  6. Пирогов А. И. Гносеологическая концепция Дж. Локка (к 385-летию со дня рождения философа) // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 3 (15). С. 55—61.
    https://doi.org/10.24151/2409-1073-2017-3-55-61
  7. Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1965. 583 с., 1 л. портр. (Философское наследие).
  8. Leibniz G. W. Hauptschriften zur Grundlegung der Philosophie. Leipzig: Verlag der Dürr’schen Buchhandlung, 1904. Bd. 1. viii, 373 S.
  9. Декарт Р. Замечания на некоторую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть // Сочинения: в 2 т. / Р. Декарт. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 461—480. (Философское наследие).
  10. Асмус В. Ф. Очерки истории диалектики в новой философии. [2-е изд.]. Л.: Госуд. изд-во, 1930. 247 с.
  11. Стасюлевич М. М. Философия истории в главнейших ее системах. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1902. XII, 335 с.
Просмотреть статью
Скачать вложения:
При цитировании ссылка на журнал обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях без разрешения редакции запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.
© 2023 Все права защищены.