Рассматриваются факторы, влияющие на качество образовательного процесса в период активного внедрения современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства. Представлены результаты исследования психоэмоционального состояния студентов, проведенного весной — летом 2021 г. в Национальном исследовательском университете «МИЭТ». Анализируются изменения психоэмоционального статуса обучающихся, вызванные длительной самоизоляцией в условиях пандемии новой болезни, и обострение проблемы социальной депривации после повсеместного перехода к дистанционному обучению. Делается предположение о пересмотре отношения к педагогической психологии в постпандемийный период.
Психоэмоциональное состояние студентов университета в условиях дистанционного обучения (по материалам социологического исследования в НИУ МИЭТ)
Автор О. В. Шангина, И. М. Горбачева, С. А. Гершунин, А. С. Белокопытов
Ключевые слова: Дистанционное обучение, педагогика, педагогическая психология, структура личности, психоэмоциональное состояние обучающегося, стенические эмоции, астенические эмоции, волевая регуляция личности, социальная дезадаптация, депривация, цифровизация.
Литература
- Аналитическая записка: вопросы образования во время и после COVID-19 // Группа ООН по устойчивому развитию [Электронный ресурс]. Август 2020. URL: https://unsdg.un.org/ru/resources/analiticheskaya-zapiska-voprosy-obrazovaniya-vo-vremya-i-posle-covid-19 (дата обращения: 09.08.2022).
- Багдасарова H. A., Чмыхова Е. В., Богданов И. В. Психологические аспекты дистанционного образования // Инновации в образовании. 2003. № 5. С. 78—90.
- Бронских А. К., Магсумова Н. А., Седина Н. С. Влияние информационных технологий на когнитивные функции студентов ПГМУ имени академика Е. А. Вагнера // Молодой ученый: электрон. науч. журн. 2021. № 3 (345). С. 40—42. URL: https://moluch.ru/archive/345/77743/ (дата обращения: 09.08.2022).
- Загидуллина М. В. Информационное общество в контексте net-мышления // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 5 (259). С. 48—51.
- Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 608 с. (Б-ка психолога).
- Исаев А. В. Психология дистанционного обучения: эмоциональный фактор восприятия учебного материала // Среднее профессиональное образование. 2008. № 7. С. 51—54.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / пер. с нем. Г. Ф. Швейника. Гл. 14. Надеюсь и верю // Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/PSIHO/LORENC/agressiya.txt (дата обращения: 09.08.2022).
- Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / пер. с нем. Г. Ф. Швейника. Гл. 4. Спонтанность агрессии // Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/PSIHO/LORENC/agressiya.txt (дата обращения: 09.08.2022).
- Практическая психодиагностика: методики и тесты / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 672 с.
- Психология подростка: практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-Пресс, 2003. 124 с. (Мэтры психологии).
- Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). Ст. 134. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 09.08.2022).
- Уддин Мд. А. Индивидуальные различия студентов, обучающихся по программе дистанционного образования (обзор зарубежных источников) // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. № 3. С. 104—122.
- Attempts, successes, and failures of distance learning in the time of COVID-19 / N. Dietrich, K. Kentheswaran, A. Ahmadi et al. // Journal of Chemical Education. 2020. Vol. 97. Iss. 9. P. 2448— 2457. https://doi.org/10.1021/acs.jchemed.0c00717
- Miljkovic B. D., Petojević A., Zizovic M. Monitoring the effect of motivation on mastering knowledge and skills in distance learning systems // Military Technical Courier. 2016. Vol. 64. Iss. 4. P. 1009— 1032. https://doi.org/10.5937/vojtehg64-10687
- Shift from a traditional to a distance learning environment during the COVID-19 pandemic: University students’ engagement and interactions / K. Salta, K. Paschalidou, M. Tsetseri, D. Koulougliotis // Science and Education. 2022. Vol. 31. Iss. 1. P. 93—122. https://doi.org/10.1007/s11191- 021-00234-x