16-17 ноября 2017 г. Национальный исследовательский университет «МИЭТ» совместно с Институтом философии РАН, Российским философским обществом, Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Московскиим педагогическим государственным университетом, Белорусским национальным техническим университетом и Университетом Калабрии (Италия) провел Международную научно-практическую конференцию «Четвертые Декартовские чтения — Рационализм и универсалии культуры».
В первый день работы конференции с приветственным словом к гостям и участникам обратился заместитель префекта Зеленоградского административного округа Москвы А. В. Чеботарев. Проректор МИЭТ по международной деятельности и работе с молодежью кандидат социологических наук Д. Г. Коваленко отметил, что характерная черта Декартовских чтений — синергия в обсуждении разных вопросов. Председатель оргкомитета конференции заведующий кафедрой философии, социологии и политологии МИЭТ доктор философских наук профессор А. И. Пирогов поздравил собравшихся с подтверждением международного статуса конференции, объявил уточненный регламент обоих дней ее работы и сообщил, в каких аудиториях разместятся секции.
Пленарное заседание открылось докладом «Декарт: к проблеме начала мышления» доктора философских наук профессора Г. В. Лобастова (Институт психологии им. Л. С. Выготского РГГУ). В докладе зафиксирована заслуга Декарта перед современной наукой, заключающаяся в открытии сознанию человека, в популярной, но философско-абстрактной форме, собственного образа и способа мышления. Сегодня эта популярная форма позволяет мыслящему субъекту в зеркале философии Картезия видеть самого себя. Одну из серьезнейших проблем современного образования докладчик видит в том, что педагогика, призванная вводить человека в существо культурно-исторического предметного содержания, обходится без философии, без того, чтобы начинать с начала. Таким образом, педагогика не формирует у познающего субъекта теоретического знания предмета, воспроизводящего его с момента возникновения до «идеального завершения», и не формирует способности к самостоятельному научному познанию.
Выступление доктора философских наук профессора В. Н. Князева (МПГУ) называлось «Универсалии культуры как принципы». Великие истоки рационализма — универсальные философские категории — могут быть названы и принципами. При этом категориям трудно или почти невозможно дать строгое однозначное определение. Но нужно ли к этому стремиться? — справедливо сомневается докладчик.
Принципы устанавливаются в философии и науке исходя из эмпирических и теоретических данных, но логически не вытекают из них, а иногда и прямо противоречат сложившимся теоретическим представлениям. Принцип — предельно общее и абстрактное положение, принятое в данной теории в качестве основы. Всё знание, заключенное в теории, выводится из ее принципов.
Для обоснования статуса принципов философы ссылаются на человеческую веру в них. Декарт как нерелигиозный философ утверждает, что мы принимаем априорное положение за некоторую аксиому и отталкиваемся от него как от исходной точки. Авторское толкование: принципы — такие формы теоретического знания, которые несут в себе диалектику философского мышления. По мысли К. Гёделя, любая теория остается открытой (невозможно зафиксировать и строго определить абсолютно всё). Проверка философских положений реализуется тогда, когда они эффективно осуществляют функцию метода научного познания.
Реальная действительность, как биологическая, так и социальная, во всем многообразии своих конкретных проявлений ускользает от философа. Наши частнонаучные представления упорядочиваются общефилософским принципом, хотя и могут (не столь уж редко) противоречить тому, как он формулируется. Сама философия не изучает законов природы и общества, но именно она формирует представления о сущности закона, о «законе вообще».
Природа философских категорий и принципов всеобща и во многом носит постулативный характер, но именно в силу этого они образуют фундамент духовно-интеллектуальной культуры, лежат в основании всех человеческих знаний.
Доктор философских наук доцент Т. В. Растимешина (НИУ МИЭТ) выступила с докладом «Картезианское сомнение и инквизиторские костры идеологий: борьба за сознание и волю современника». Идеологическая конструкция, которая догматизируется как единственный путь к светлому (но далекому) будущему, отрицает объективные законы функционирования общества и препятствует его поступательному развитию.
В XVII в. устами Декарта было провозглашено существование человека как самодостаточной единицы бытия. Но после того и вплоть до конца XIX в. человек познавал прежде всего Бога, затем бытие и лишь в третью очередь себя. Лозунг Ницше «Бог умер» знаменует исключение Бога из научной картины мира. Человек продирается к самости сквозь тенета идеологий, одновременно корректируя догмы. Картезианское сомнение и протест против догматизации — это только потенция свободы, но еще не сама свобода. Дальнейший путь каждый человек выбирает сам.
В XIX в. наука с остервенением создает картину мира. Человек отчаянно анатомирует бытие. Он вынужден легализовать в себе животное, найти мужество признать свою смертность. Отныне непременным условием человеческого существования становится свобода. Среди прочего и от моральных принципов: любая мораль так или иначе социально обусловлена и в этом смысле тоже относится к идеологиям.
В конце XX — начале XXI в. все идеологии восстают в самых пещерных, примитивных формах, воздействуя на человечество страхом. Людям широко открыта дверь к отказу от статуса человека разумного. Но догматизация — это колоссальная социальная безответственность. Человек сомневающийся, человек разумный в водовороте событий видит не чью-то волю, а тенденцию развития.
Верно сказано, что научить мышлению нельзя. Но можно попытаться дать в руки сомнение как методологический инструмент, могущий пробудить способность мыслить.
Опытом использования клипового сознания как направления коррекции психосоматических расстройств поделились кандидат психологических наук доцент С. К. Хаидов (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) с соавторами Е. В. Горбуновой и К. Н. Фатеевой (Уральский институт повышения квалификации и переподготовки). Если сознание оценивает какой-либо элемент как вредный, организм отвечает на него аллергической реакцией. Так формируется псевдоаллергический синдром.
Когда сознательно, рационально этот элемент будет проанализирован и признан безвредным, симптомы аллергии исчезнут без лекарств.
Изменение в одной ячейке единого голографического информационного пространства человека влечет за собой изменения во всех остальных.
Используя феномен зеркальных нейронов, коллектив психологов под руководством авторов за три сеанса избавляет 64 % пациентов от симптомов аллергии — путем отражения в их зеркальных нейронах своего здорового восприятия аллергена. Но необходимо отметить, предупреждают докладчики, что данный подход используется только при бытовых аллергиях.
Аспирантка кафедры философии, социологии и политологии НИУ МИЭТ И. В. Старикова представила доклад на тему «Современный миф как семиотическая система: исследования философов второй половины XX в.». По словам М. М. Бахтина, человеческий быт мифологизирован, поскольку таким образом человеку удобнее, привычнее осваивать мир.
Современный миф не всеобъемлющ, он исключительно локален и развернут в плоскости. Миф больше не наследуется, но им можно заразиться как идеей.
Современный миф отрицает свою мифологическую природу, стремясь принять наукообразную форму.
Мыслящий субъект — носитель мифа не осознает его как миф, а воспринимает как объективную реальность, как данность. Осознание может прийти, только когда миф начнет рассыпаться.
Изначально предметы не образуют бинарных позиционных рядов, но язык как семиотическая система выстраивает пары из понятий, обозначающих эти предметы. При этом первую позицию в паре занимает то, что доминирует, оно и становится основой мифа.
Мифологизация истории: согласно наблюдению М. Фуко, исследователи-историки находятся в вечном поиске первоначала и первопричины. Этим обусловлено то, что в любом историческом периоде каждый историк находит черты того периода, на котором он специализируется. Поиски первоначала и первопричины событий в историческом процессе приводят к тому, что история становится мифологизированной, потому что есть некая воля, которая стремится изложить весь исторический процесс так, как если бы у истории была цель и причина, упуская, что история — часто фрагменты случайных событий.
Мифологическое мышление позволяет упорядочить окружающий хаос и создать некую иллюзию его понимания, хотя бы на бытовом уровне.
Через радикальные сомнения к созданию модели управления процессом в микроэлектронике — путь, которым следует аспирант Чжо Наинг Сое (Республика Союза Мьянма) под научным руководством доктора технических наук профессора В. М. Трояновского (НИУ МИЭТ). Многогранность задачи создания систем управления процессами в микроэлектронике порождает сомнения в реализуемости этой задачи в условиях сокращения количества академических часов, отводимых на освоение непростых дисциплин. Радикальным методом решения проблемы представляется создание виртуальной лаборатории. Математические методы и информационные технологии использованы в разработке проекта виртуальной лаборатории по выращиванию монокристаллов по методу Чохральского. Определены этапы реализации проекта виртуальной лаборатории.
Тема выступления кандидата философских наук доцента Е. П. Звягинцевой (Финансовый университет при Правительстве РФ) — «Курс по выбору в процессе иноязычного образования как средство развития межкультурной коммуникации в сфере международного сотрудничества». Межкультурные и международные отношения не во всех частях света строятся позитивно и конструктивно. Повлиять на сознание потенциальных политических лидеров, будущей бизнес-элиты страны — сверхзадача современных педагогов. В нестабильной международной обстановке необходимы специалисты с устойчивыми навыками ведения диалога в поликультурной среде, как на родном языке, так и на языке международного общения.
С учетом этих задач в рамках курсов по выбору можно предложить обучающимся не только погружение в более глубокие профессиональные сферы через иноязычное общение, но и повод задуматься над реальными жизненными ситуациями. Так, профессиональный английский язык для экономистов преподается с помощью кейсов, деловых и ролевых игр, отражающих социокультурные и морально-этические особенности ведения бизнеса в разных странах мира. В департаменте языковой подготовки Финуниверситета создан банк учебно-методических материалов, как способных обучить студентов правильному поведению в различных ситуациях, так и ориентированных на разрешение недопонимания и конфликтов, на проведение переговоров с применением стратегии win-win (нет проигравшей стороны, выигрывают все).
Эмпирический опыт подтверждает эффективность реализации поликультурного компонента в преподавании курсов по выбору на иностранном языке. На IV курсе Финуниверситета студенты проходят практику в компаниях с участием иностранного капитала, совместных предприятиях, международных аудиторских компаниях, и уровень их подготовки отвечает требованиям этих компаний.
Во второй части пленарного заседания с обзорами докладов выступили руководители секций: «Культура и экономика: экономические факторы цивилизационных изменений» (доктор экономических наук профессор Ю. П. Анискин), «Социокультурная проекция математического и естественно-научного образования» (кандидат физико-математических наук доцент С. Г. Кальней), «Универсалии культуры и социокультурная динамика» (доктор философских наук профессор В. Н. Князев). Кандидат физико-математических наук доцент А. М. Ревякин рассказал о конкурсе студенческих работ, проведенном в рамках подготовки к конференции.
В заключительной речи профессор А. И. Пирогов пригласил участников на следующую конференцию, планируемую в ноябре 2018 г., высказал предположение о тематике V Декартовских чтений и обосновал целесообразность отхода от жесткой привязки к наследию Декарта. Первый день работы конференции завершился товарищеским ужином.
В рамках культурной программы второго дня работы конференции ее участники и гости посетили Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.