Пути решения проблемы эффективности образовательных практик рассмотрены с учетом массированного воздействия массовой культуры на подрастающее поколение и его здоровье. Выделены основные факторы, которые влияют на личностные ресурсы, изменяют сложившиеся процессы формирования образа Я. Это глобализация, пересмотр ценностных ориентиров в условиях постмодернистической системы видения мира, виртуализация бытия. Выявлено, что на современном этапе развития социума многократно усложняются процессы историко-культурной и личностной самоидентификации, встает вопрос активизации роли духовно-нравственных ценностей в образовании.
Ключевые слова: глобализация, массовая культура, самоидентификация, идентичность, духовно-нравственные ценности, ценностные ориентиры, человек, образовательные практики, здоровье, личностный ресурс.
Литература
- Андреева О. В. Симулятивная идентичность медиасубъекта // Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2020. № 6. С. 133—137.
- Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М.: Международные отношения, 1993. 133 с.
- Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т.В. Анисимовой и Ю.В. Марковой. М.: Прагматика культуры: Ин-т эксперимент. социологии, 2002. 159 с.
- Какое образование для нас ценно? Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 34—58.
- Куруленко Э.А., Нефедова Д.Н. Национально-культурная идентичность в условиях глобализирующей реальности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т.17. № 1. 2015. С. 231—234.
- Левин З.И. Восток: идентичность и глобализация. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2007. 163 с.
- Мазуренко И.В. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации (социально-философский анализ): автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2009. 24 с.
- Пелипенко А.А.Контрэволюция. М.: Знание, 2016. 237 с.
- Радевич Е.В. Сохранение национальнокультурной идентичности в условиях глобализации // Феномен границы в глобализирующемся мире: Мат-лы международной научно-практической online-конференции. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2020. С. 100—102.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: компетенции и технологии: монография. Волгоград: Перемена, 1994. 150 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Изд. дом «Логос Пресс», 1999. 272 с.
- Сериков Г. Н. Образование и развитие человека: монография. М.: Мнемозина, 2002. 414 с.
- Сериков Г.Н., Сериков С.Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании. Екатеринбург; Челябинск, 1999. 242 с.
- Скратон Р. Дураки, мошенники и поджигатели: мыслители новых левых / Пер. с англ. Н. Глазкова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 437 с.
- Удалова Л.В. Проблемы влияния современного терроризма на саморазвитие личности: социально-философский анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. Мытищи, 2018. 26 с.
- Удалова Л.В. [и др.] К вопросу о формировании идентичности в современном социокультурном пространстве / Л.В. Удалова, С.Е. Горшкова, Л.Я. Мещерякова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2021. № 4(58). С. 89—96.
- Хуторской А.В. Образование, сообразное человеку: технология выращивания ценностей и целей // Народное образование. 2014. № 4(1437). С. 153—159.
- Хуторской А.В. Педагогические основания русского космизма // Вестник Института образования человека. 2021. № 1. С.1—11.
- Шоню П. Цивилизация классической Европы / Пер. с фр. В. Бабинцева. Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 604 с.
- Giddens A. The The constitution of society: Outline of the theory of structuration. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1984. P. 402.