С позиций гармонизации природного и социального ритмов жизнедеятельности человека проведен анализ конфуцианства как официальной государственной идеологии. Показано, что конфуцианские идеи «гуманности», «долга», «стремления к знанию», «почитание коллективного сознания», примат общественных политических интересов над личными и др. являются достаточно устойчивыми, сохраняют свою значимость в современных условиях, адаптируясь к экологическим потребностям стабильного развития не только китайского, но и любого другого общества. Подчеркивается неразрывная связь человека в контексте с природой; такое ощущение мира индивиду в равной степени дают философские традиции конфуцианства и даосизма. В реальной жизни и конфуцианство, и даосизм сосуществовали и даже синкретизировали, способствуя выработке целостной системы экологического мировоззрения. Философские традиции закрепляли эту систему, и почитание природы передавалось из поколения в поколение
Философский дискурс о проблеме гармонизации отношений человека с обществом и природой в конфуцианстве
Автор Маргарита Игоревна Варакина, Елизавета Сергеевна Трофимова, Ярослава Александровна Левченко
Ключевые слова: конфуцианство, человек и общество, человек и природа, даосизм, философия Китая.
Литература
- «Лунь Юй». Гл.: 12.5, 7.23, 11.3. – Цит. по: Быков Ф. С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1996. С. 95–103.
- Абрамова Н. А. Политическая культура Китая. Традиции и современность. М.: Муравей, 2001. 318 с.
- Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. 483 с.
- Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. Т. 2: учеб. по спец. История. М.: Высш. шк., 1998. 494 с.
- Васильев Л. С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). М.: Высш. шк., 1983. 368 с.
- Карапетьянц А. М. Первоначальный смысл основных конфуцианских категорий // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982. С. 11—37.
- Конрад Н. И. Избранные труды: Синология. М.: Наука, 1997. 621 с.
- Мартынов А. С. Чжу Си и официальная идеология императорского Китая // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982. С. 11 —25.
- Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Наука, 1981. 333 с.
- Радуль-Затуловский Я. Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.–Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1947. 451 с.
- Степанянц М. Т. Восточная философия. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 1997. 503 с.
- Чжунго жусюэ (Конфуцианство в Китае). Дунфан чубань чжунсинь, 1997. Т. 1. Кит. яз.
- Шилин К. И. Экософия постконфуцианства // Информационные материалы. Серия Г: Идейно-теоретические тенденции в современном Китае: развитие традиций и поиск путей модернизации. Выпуск 2. III Всероссийская конференция. Редколлегия: Титаренко, Феоктистов, Ломанов. 27-28 мая 1997 г. М., 1997. С. 99–105.
- Юнг К. Г. Комментарий к немецкому переводу даосских трактатов «Секрет золотого цветка» и «Книга Прозрения и Судьбы» // Восхождение к Дао / Сост. В. В. Малявин. М., 1997