Анализируются характерные черты современной социокультурной ситуации в России. Прослеживаются изменения социального значения образования в различные периоды российской истории. Выделены и проанализированы две ключевые функции образования. Раскрыто значение традиций в отечественном образовании, показаны взаимоотношения традиции и модернизации. Подчеркивается исключительная значимость возрождения традиций на содержательном уровне педагогического процесса. Утверждается, что негосударственное высшее образование в России находится на начальном этапе развития и время оценочных суждений о его парадигме еще не пришло.
Ключевые слова: социокультурный смысл образования; негосударственное высшее образование; социально-воспроизводственная функция; адаптивно-изменчивая функция; энергия саморазвития; мультикультурное пространство; постмодернизм; ценностные ориентиры образования.
Литература
- Растимешина Т. В., Панкина С. Н. Политические компоненты национальной идеи образования в России: противоречия в содержании // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 3 (19). С. 111—120. https://doi.org/10.24151/2409- 1073-2018-3-111-120
- Вахтомин Н. К., Растимешина Т. В. Гуманистическая направленность современного высшего образования в России // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2012. № 3 (15). С. 147—153.
- Панкина С. Н. Особенности современного этапа развития негосударственного высшего образования // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 2 (18). С. 123—131. https://doi. org/10.24151/2409-1073-2018-2-123-131
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2013. 159 с. (Gallicinium).
- Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15—26.
- Аванесов С. С. Аксиологические основания образования // Философия образования. 2004. № 1 (9). С. 134—137.