Статья посвящена социально-философскому исследованию факторов и путей формирования профессионального сознания как многоуровневого социального явления. Проанализированы вопросы влияния философии на формирование личностного профессионального сознания и соотношения понятий «становление» и «развитие». Сделан акцент на том, что профессиональное сознание – это форма общественного сознания, образующая понятийно-категориальный аппарат, профессиональные смыслы, мотивы, интересы и цели той области знаний, которая относится к определенной профессиональной деятельности. Оно включает культурно-личностный и социально-функциональный аспекты профессионализма. Сделан вывод о том, что формирование профессионального сознания личности – это осознание своей профессиональной деятельности как целостного феномена, критическая рефлексия над социокультурными и методическими особенностями своей профессии, и ее роли в развитии духовной культуры общества.
Ключевые слова: профессионализм; профессиональное становление; профессиональное сознание; общество; культура; развитие.
Литература
- Глаголев В.С., Силантьева М.В. Зачем философия инженеру? // Полигносис. – 2011. №2 (42). С. 157–161.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Психика. – М.: Наука, 1982. 340 с.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию: Доклады, статьи, философские заметки. – М.: Прогресс. 416 с.
- Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. – М.: Академия, 2005. 363 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Становление // Толковый словарь русского языка (С–Я). – М.: ИТИ Технологии, 2006. С. 407.
- Попов С.В. Методологически организованная экспертиза как способ инициации общественных изменений // Кентавр. 2000. №23. С. 2–7.
- Слободчиков В.И. Очерки психологии образования: Материалы для педагогических размышлений. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. 270 с.
- Цвык В. А. Профессионализм: опыт социально-философского анализа. М.: Изд-во РУДН, 2004. 289 с.
- Чумаков А.Н., Вальяно М.В., Волобуев А.В. и др. Философия в профессиональной деятельности: учебное пособие. М.: Проспект, 2013. 411 с.