Комплексно рассмотрена толерантность как социально значимая ценность с учетом междисциплинарного подхода, определены феномены толерантности, интолерантности, толерантности к неопределенности. Раскрыта значимость формирования толерантности в контексте духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в условиях поликонфессиональности. Показана роль дошкольной образовательной организации (досуговая деятельность) в реализации целенаправленной работы по формированию личностных и социально значимых ценностей детей и взрослых.
Ключевые слова: толерантность, толерантность к неопределенности, идентичность, глобализация, дошкольная образовательная организация, духовно-нравственное воспитание, общественно значимые ценности, человек.
Литература
- Асмолов А.Г. [и др.] О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. С. 8—18.
- Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М. : Смысл, 2000. 255 с.
- Бардиер Г.Л. Комплексные методы исследования толерантности: автореф. дис. … докт. психол. наук. СПб., 2007. 45 с.
- Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности: дис. … докт. психол. наук. СПб., 2007. 457 с.
- Бондарева Ю.М., Кадацких И.Ю. Особенности конфликтного поведения современной студенческой молодежи // Территория науки. 2015. № 3. С. 26—29.
- Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему): учеб.-метод. пособие. 2-е изд., стер. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 239 с. (Библиотека психолога).
- Гречко П. К. Различия: от терпимости к культуре толерантности: учеб. пособие. М. : Издво Российского ун-та дружбы народов, 2006. 415 с.
- Гусев А.И. Толерантность к неопределенности: проблематика исследований // Практическая психология и социальная работа. 2007. № 8. С. 75—80.
- Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Истоки толерантности: национальный психологический журнал. 2011. №2(6). С. 132—134.
- Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2003. 376 с.
- Дробижева Л. М. Социология межэтнической религиозной толерантности. М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 2003. 220 с.
- Жмырова Е. Ю. О понятии «толерантность» и ее видах // Вестник ТГТУ. 2006. Т. 12, № 4Б. С. 1265—1269.
- Ильинская С. Г. Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика. М. : Праксис, 2007. 285 с.
- Клесова С. В. Воспитание толерантности у студенческой молодежи // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 357—359.
- Корнилова Т. В. Новый опросник толерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. Т. 31, №1. С. 74—86.
- Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений. М. : Аспект Пресс, 2003. 286 с.
- Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7, № 1. С. 92—110.
- Лифинцев Д. В. [и др.] Толерантность к неопределенности в контексте социальной поддержки: гендерная специфика в юности / Д. В. Лифинцев, А. Б. Серых, А. А. Лифинцева // Национальный психологический журнал. 2017. № 2(26). С. 98—105.
- На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. М. : Смысл, 2000. 255 с.
- Олпорт Г. Толерантная личность // Национальный психологический журнал. 2011. № 2(6). С. 155—156.
- Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этнической и кросс-культурной психологии: психология межэтнической толерантности: учеб. пособие. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2005. С. 239—277.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Пер. с франц. М.А. Энгельгардта. СПб. : Газ. «Шк. и жизнь», 1912. 491 с.
- Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое / Пер. с англ. М. А. Лазаревой. 4-е изд. М. : ЛИБРОКОМ, 2020. 232 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Т 3. / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль; ред. Н. П. Кузин и др.; предисл. Н.П. Кузина, А. Г. Дзеверина. М. : Педагогика, 1981. 639 с.
- Теплова А. Б. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: метод. рекомендации. Самара: Вектор, 2020. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии / Пер. с англ., общ. ред. и вступ. ст. М. А. Кисселя. М. : Прогресс, 1990. 716 с.
- Удалова Л. В. Личностное конституирование в эпоху терроризма: негативная и позитивная идентичность // Вестник ТвГУ. Серия: Философия. 2017. № 4. С 66—71.
- Удалова Л. В. Проблемы влияния современного терроризма на саморазвитие личности (социально-философский анализ): дис. … канд. филос. наук. Мытищи, 2018. 173 с.
- Хоружий С. С. Проблема постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. 2008. № 2. С. 10—31.
- Frankl V. E. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse. Böhlau, 2008. S. 471—472.
- Kostadinovich D. D., BondarevaYa. V. Dialogue as a method of modern education // Bulletin of the MSRU. Series: Philosophy. 2020. № 2. С. 27—34.
- Mikoshiba M., BondarevaYa. V. The synthesis of mysticism and rationalism as a paradox of russian religious philosophy // Bulletin of the MSRU. Series: Philosophy. 2020. № 3. С. 55—62.
- Mikoshiba M., BondarevaYa. V. «Russian wanderer in the spiritual worlds», or F. M. Dostoevsky’s creative activity in the context of Russian religious philosophy // Bulletin of the MSRU. Series: Philosophy. 2021. № 1. С. 16—22.