XV Конгресс по логике, методологии и философии науки
(CLMPS 2015)
Одним из наиболее ярких событий лета 2015 года в жизни мирового философского сообщества стал XV Конгресс по логике, методологии и философии науки, который проходил с 3 по 8 августа в столице Финляндии, городе Хельсинки. Более 700 ученых из 55 стран мира приехали на конгресс, чтобы принять участие в его работе, поделиться своими идеями с коллегами и познакомиться с ними, узнать много нового и интересного, активно поработать и получить стимул для дальнейшего творчества.
Сегодняшним российским студентам высших учебных заведений, каждый из которых обязательно изучает такие предметы, как философия, философия науки, история и методология науки, логика и другие, некоторые результаты этого конгресса, представленные в данной статье, помогут получить представление о базовых проблемах, волнующих философское сообщество в последнее время.
В понедельник 3 августа участников конгресса приветствовали его организаторы и руководство университета Хельсинки (в этом году исполняется 375 лет со дня его основания).
Далее состоялась пленарная лекция «Логика в игре». Докладчик — Johan van Benthem (университет Амстердама), автор порядка 450 книг и статей по логике. По его мнению, у современной логики две перспективы развития: общение и аргументация. Эти два подхода совместимы и взаимодействуют, поскольку логика и игра — естественная комбинация, данная человеку от природы. Здесь имеются два направления развития мышления: от логики к игре и от игры к логике. Актуальным на сегодняшний день является второе направление, причем логик может использовать как подход к исследованию проблемы путем все большего углубления в детали, так и ее изучение «сверху», то есть рассмотрение в целом. Далее лектор говорил о деятельности с развитой логической структурой, которая подразумевает множество базовых информационных логических действий, таких как наблюдение, вопрос, логический вывод. Знание может исходить от других участников, из доказательства или опыта. Пример — познавательная деятельность человека, поскольку ошибки в процессе познания и их исправление демонстрируют логические способности субъекта наилучшим образом. Игра служит хорошей познавательной моделью, так как позволяет смешивать теоретическое и реальное поведение для моделирования нового типа поведения субъекта в рассматриваемой познавательной ситуации, что требует взаимодействия описательной и нормативной позиций участников игры.
В качестве небольшого отступления следует отметить, что в начале августа в Хельсинки темнеет после 22 часов, поэтому в хорошую погоду можно гулять довольно долго. Красива центральная площадь Хельсинки, особенно здание университета, в котором и проходил конгресс.
Кафедральный собор Хельсинки, построенный во времена правления Александра II, с очень аскетичным убранством, характерным для лютеранской церкви, и красивым органом, также находится на Сенатской площади рядом с университетом.
Утро вторника началось с пленарной лекции «План действий: как привнести проект в исследовательскую среду». Докладчик — Rachel Ankeny (университет Аделаиды, Австралия). Речь шла об эффективности привлечения и сотрудничества ученых из разных стран мира в рамках международных проектов. Доклад сфокусировал внимание слушателей на условиях, которые делают возможным краткосрочное сотрудничество ученых из самых разных стран для решения специальной задачи, то есть для создания относительно стабильного сообщества исследователей на короткий срок при условии привлечения соответствующей материальной и социальной базы. Докладчиком отмечено, что преимуществом таких проектов является привлечение со всего мира ученых, специалистов и лабораторий, которые могут помочь в решении поставленной задачи, однако вопрос заключается в следующем: предусматривают ли подобные планы действий привлекательные условия для совместной работы? Примером всемирного сотрудничества являются работы по геномике. Гибкость задействованного исследовательского коллектива позволяет привлекать специалистов, наиболее полезных на данной стадии проекта, и приглашать новых на последующих стадиях. Таким образом, из доклада видно, что подобные конгрессы и конференции необходимы для того, чтобы ученые со всего мира в кратчайшие сроки могли продемонстрировать свои достижения, заинтересовать своей работой коллег и предложить свои возможности для международной науки.
В этот день я участвовала в работе секции «Философия прикладных наук и технологии». Руководил данной секцией Robert Northcott, старший преподаватель философского факультета университета Биркбек (Лондон). Он занимается изучением философских проблем экономики, так как по первому образованию является экономистом. Его доклад бы посвящен «экономическому империализму», то есть распространению моделей рационального выбора на политическую науку и социологию, а также на неэкономические явления, например, изучаемые биологией. Он полагает, что теория рационального выбора, на которой основана экономическая наука, легко экспортируема в любую область знания, где действующие лица вынуждены делать выбор, тогда как чисто теоретический подход таких областей знания, как, например, конфликтология или антропология, не позволяет распространять их модели на экономическую науку. Основным выводом по докладу была мысль, что экономические модели, привлекающие математический аппарат, применимы к социальным наукам, но обратный процесс невозможен из-за использования последними исторического аппарата.
С докладом «Как и почему модели не являются экспериментами — эпистемологические проблемы в экономической науке» выступила Ольга Кошовец из Института экономики Российской академии наук. Она постаралась выполнить эпистемологический анализ мысленных экспериментов в экономической теории и естественных науках и сделала вывод, что они кардинально различаются, поскольку являются изолированными и носят ограниченный характер каждый в своей области знания. Мой доклад «Процесс познания в сетевом обществе» был посвящен исследованию новых подходов к познанию и реальности, формируемых в естественных и гуманитарных науках под влиянием таких концепций, как сетевое общество, виртуальная реальность, развитие сетевых технологий. В ходе доклада было показано, что специфические черты подобных технологий позволяют рассматривать их независимо, но с учетом ряда политических, экономических и социальных аспектов, в которых они применяются. Любая философская рефлексия в традиционной трактовке технологии не отражает весь спектр возникающих проблем, поскольку данные технологии ведут к пониманию человека как «конструктора» реальности. Рассматриваемая концепция поднимает вопрос о границах конструктивной деятельности человека, ее включенности в реальность и соответствия ей.
Во второй половине дня я участвовала в работе секции «Исторические аспекты в философии науки». В ходе работы секции с докладом «Две эпистемологии Пьера Дюгема: ‟высокая” и “низкая”» выступил Horia-Roman Patapievici из Бухарестского университета (Румыния). Он подчеркнул, что, по мнению Дюгема, физическая теория полностью независима от метафизики, с чем нельзя не согласиться. К «низкой» эпистемологии относится метафизическая, а к «высокой» — исторические формы познания, полученные погружением в теорию. Интересным был доклад «Динамичное, относительное и прагматичное априори: как философы науки использовали конструктивные элементы науки для моделирования концептуального изменения», который сделал David Stump из университета Сан-Франциско (США). Он полагает, что теория «конструктивных элементов» берет свое начало в работах И. Канта, что сегодня общеизвестно. На основании работ Канта докладчик утверждает, что принцип a priori часто сбивает исследователей с правильного пути, то есть априорные знания в качестве конструктивных элементов играют специфическую роль в научных теориях. Таким образом, наука может быть объективной без любого абсолютного знания. Недавно г-н Стамп издал книгу Conceptual Change and the Philosophy of Science: Alternative Interpretations of the A Priori. Книгу можно заказать на сайте издательского дома «Раутледж».
Во второй половине дня издательство Springer представляло книгу: Michael Matthews. Science Teaching: The Contribution of History and Philosophy of Science. Это замечательное издание содержит объяснение того, как история и философия науки способствуют решению теоретических и педагогических вопросов преподавания естественных наук. Книгу также можно заказать на сайте издательского дома «Раутледж».
Необычным был доклад Horsthemke Kai из университета Витватерсранд (Йоханнесбург, ЮАР). Он противопоставил в своем докладе понятие «транскультурный» мульти- и интеркультурности. В его понимании транскультурность применима как на макроуровне (и относится к изменяющейся конфигурации сегодняшней глобальной культуры), так и на микроуровне (и связана с обликом и формой культур отдельных стран и народов). Таким образом, транскультурность означает стирание традиционных границ между отдельными культурами, их смешение, интернационализацию, то есть выход за пределы традиционной концепции в понимании культуры.
И снова небольшое отступление. Очень красив Финский залив со стен некогда неприступной крепости Свеаборг, где ныне располагается музей ее истории.
Любимое домашнее животное у финнов — гуси, которые мирно щиплют травку около домов.
А еще финны любят жить на личных островках, чтобы их никто и ничто не беспокоило.
В среду 5 августа после обеда проходила встреча «Социальная философия науки», организованная под эгидой Института философии РАН и Российского научного фонда, под руководством зав. сектором социальной эпистемологии, члена-корреспондента РАН И. Т. Касавина. С докладом «Как допустимость, основанная на философии химии, образует пространство для социальных и персональных факторов в процессе исследования?» выступил Rom Harre (университет Джорджтауна, США). Под допустимостью (affordance) докладчик понимает деятельность, которую научный аппарат и внешний мир делают возможной для человека с определенными навыками и знаниями. Допустимости рассматриваются как возможности для совершения действия. Основной единицей научного исследования становятся «гибриды» в виде внешний мир — научный аппарат — человек как актор. Здесь интересна идея, что люди связаны с внешним миром не посредством языка, а с помощью своей допустимости, то есть практики в виде действия на основании гибридных материальных систем в специфических ситуациях. Однако данная концепция не отражает материальные свойства окружающей среды, например, экспериментирование допускает (но не отражает) химические явления. Научный аппарат, его природа и способ функционирования не могут быть извлечены из физических явлений посредством наблюдения. Например, допущение о памяти человека проистекает из того, что он способен вспомнить что-то, однако мозг человека не содержит имеющих смысл символов. Индексируемость показывает происхождение любого отрезка научной работы, то есть специальные знаки могут записать информацию о человеке, месте, времени и культурном контексте создаваемого им конструкта. Таким образом, каждое научное заявление содержит индексирующие знаки, фиксирующие его происхождение. Принимая допустимость научной работы и связывая ее с концепцией внешнего мира, мы можем открыть необходимое пространство для социальных и личных рассуждений в научном проекте.
Также следует отметить заседание комиссии по технологии и инженерным наукам «Сложные социально-технические системы: границы и ценность». Интересным был доклад «Социотехнические системы и их пользователи», который представил Maarten Franssen (Делфтский технический университет, Нидерланды). Наиболее выраженным элементом подобных систем, по мнению докладчика, является их гибридность в виде сложных технических устройств и людей в различных ролях (например, в роли водителя транспортного средства или пассажира). Такие системы действуют в рамках институализированных концепций, например, правил дорожного движения, и требуют координации взаимодействия между устройствами, а также устройств с людьми. Автор доклада уделил особое внимание влиянию человеческого фактора на техническое устройство и наоборот как основе социотехнических систем.
Утром в четверг работала секция «Методология». Первым в ней выступил Daniel Malinsky из Carnegie Mellon University (США). Его доклад назывался «Причинное умозаключение и общественная политика: проблемы и решения». Автор предложил автоматизированный метод, который объединяет алгоритм поиска причинности с регрессией для оценки эффекта вмешательства данных наблюдения. Он описал трудности, вызванные недостаточным выявлением реального контекста, и показал, каким образом его алгоритм связан с подобными трудностями. Также в докладе рассматривались дальнейшие улучшения и обобщения, которые необходимы для оценки реальной политики. Далее Anne-Sophie Godfroy из Сорбонны (Париж, Франция) представила доклад «Показатель гендерного соотношения в высшей школе: как перевести реальный мир в числа?» Что показательно, как первый, так и данный доклады рассматривались зарубежными учеными в рамках не только методологии, но и философии науки, хотя подобные связи в них проследить крайне трудно. Докладчик проводила свое исследование при финансовой поддержке программы Евросоюза, посвященной равенству мужчин и женщин в рамках высшей школы. Следующий доклад, «Автоматизированный сбор крупномасштабных данных в контексте выработки тактики», который сделал Nicolas Wüthrich из Лондонской школы экономики и политики (Великобритания), был посвящен выработке алгоритма для правильного назначения лечения пациенту без участия врача. То есть речь идет об экономии средств благодаря введению в компьютер набора данных о заболевании пациента, их обработке соответствующим алгоритмом и предложению им схемы лечения. Последний доклад в данной секции, «Методология логико-культурной доминанты в кросскультурной коммуникации», был сделан профессором Философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Г. В. Сориной и профессором кафедры философии МПГУ И. Н. Грифцовой. В нем шла речь о методологии логико-культурной доминанты как новой неклассической единицы методологического анализа, основанной на гуманитарных науках. Авторы провели общий обзор доминанты, проанализировали ее функцию в культуре и определили ее роль в коммуникативном пространстве. В ходе доклада было показано, что в культуре она определяет характер коммуникации как в образовательной системе, так и в сфере науки, что становится возможным в результате развития ее методологии. Целью логико-культурной доминанты является анализ кросскультурных отношений и определение условий для передачи определенных идей между науками и разными культурными слоями. В качестве основных инструментов данной методологии принимаются критическое мышление и неформальная логика.
Доклады данной секции навели меня на мысль о том, что зарубежной философии науки как таковой более не существует. В основном финансирование выделяется под проекты, посвященные решению конкретных задач, которые трудоемки и экономически выгодны. Российская философия базируется на классических работах и общих задачах, то есть скорее теоретизирована, нежели носит практическую направленность. Однако является ли это серьезным недостатком? Не исчезает ли при «западном» подходе истинная философия из-за всей его «практичности»? Да и идет ли речь вообще о философии, а не о прикладных науках и проектах?
Утро пятницы 7 августа началось с пленарной лекции «Пространственно-временной функционализм», которую читала Eleanor Knox из Лондонского Кингс-колледжа (Великобритания). Докладчик полагает, что функционализм полезен в контексте классических пространственно-временных теорий, поскольку имеет потенциал для решения некоторых старых научных споров, например, между субстантивистами и релятивистами, а также о правильном месте для применения данной теории. Лекция проходила в Большом зале главного здания, одном из красивейших мест в университете.
В заключение хотелось бы особо отметить работу секции «Философия физики», на которой выступал старейший профессор университета Хельсинки Jaakko Hintikka. К большому сожалению, профессор Hintikka умер через несколько дней после закрытия конгресса. Его доклад «Запутанность и квантовая логика» был посвящен объяснению определенных наблюдаемых корреляций между запутанными частицами. По мнению докладчика, объяснение должно строиться на основании использования дружественной-к-«независимости» (IF) логики и IF-вероятности вместо традиционных. Данная логика сравнима с квантовой логикой Г. Биркгофа и Дж. фон Неймана. Следующий доклад в рамках данной секции, «Обсуждение онтологических убеждений в теории квантовой информации», сделал Federico Holik из Аргентины. Он попытался ответить на вопрос, насколько необходимы квантовые системы для воспроизведения основных характеристик того, что называется теорией квантовой информации, для чего проанализировал несколько квантовых моделей классических систем и их способность воспроизводить протоколы квантовой информации.
Конечно же, было множество других интереснейших докладов и выступающих. Конгресс был организован на очень высоком уровне. В целом он показал, что философия науки на сегодняшний день очень разнообразна и многогранна, занимается огромным количеством как фундаментальных, так и прикладных проблем, каждый заинтересованный исследователь способен найти свою нишу, единомышленников и двигаться к поставленной цели. Полагаю, что любой студент, вовлеченный в область гуманитарных или естественных наук, будь то лингвистика или математика, экономика или физика и т. д., сможет узнать много нового и интересного на сайте конгресса и в сборнике его материалов.
Н. В. Даниелян
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»