Анализируется идеология и некоторые направления реформы высшего образования в 90-е гг. XX века; отмечается особая значимость сложившегося общественного консенсуса по поводу необходимости и основных направлений ее проведения. Подчеркивается, что сложившиеся в ходе реформирования новые взаимоотношения между государством и институтами гражданского общества, с одной стороны, во многом приблизили образовательную политику к либеральной модели образования, с другой стороны, нивелировали доверие той социальной прослойки, которая служила надежной опорой самой реформы.
Ключевые слова: демократия, либерализация, образование, реформа, консенсус.
Литература
- Концепция развития высшего технического образования в РФ // Текущий архив Ассоциации инженерных вузов России. 1992 год. М., 1992. С. 5.
- Хартия Национального союза негосударственных вузов [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение: информац. гуманит. портал. Режим доступа: http://nsnv.mosgu.ru/NSNV/khartij a.php (дата обращения 23.12.2019).
- Зубова Л. Г. Социальное расслоение в России // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М.: ВЦИОМ. 1995. № 3. С. 27—30.
- Материалы Всероссийского совещания руководителей государственных органов управления высшим и средним профессиональным образованием субъектов федерации // Регионология. 1995. № 1. С. 77.
- Экономические обзоры ОЭСР: Российская Федерация 1996—1997. М.: Изд-во ЦИСН; [Париж]: Орг. экон. сотрудничества и развития, Б. г. [1998]. 340 с.
- Рожкова Л. П. Выживет ли российское образование? // Регионология. 1995. №1. С. 115.
- О проекте Федерального закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их разгосударствление и приватизацию»: Постановление ГД ФС РФ от 09.12.1994 N 382-1 ГД [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ: электр. портал. Режим доступа: https:// base.garant.ru/6311181/ (дата обращения 23.12.2019).
- Решение коллегии «Об итогах работы ГК РФ по высшему образованию в 1994 году и основных направлениях деятельности на 1995 год» от 22 февраля 1995 года // Текущий архив ГК РФ по высшему образованию за 1995 год.
- Управление современным образованием: Социал. и экон. аспекты / А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина и др.; под ред. проф. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998. 255 с.
- Инженерное образование как ключевой фактор социально-экономического развития: мат-лы конф. // Высшее образование в России. 1993. № 2. С. 8
- Современное состояние инженерного образования в Российской Федерации / [В. М. Жураковский и др.]; Международное о-во по инженерной педагогике, Российский мониторинговый ком. М.: [б. н.], 1997. 81 с.
- Об утверждении Программы экономии государственных расходов: Постановление Правительства РФ от 17 июня 1998 г. № 600 [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ: информац.-правов. портал. Режим доступа: https://base.garant.ru/178931/ (дата обращения 23.12.2019).
- Солженицын А. И. Образованщина // Новый мир. 1991. № 5. С. 28—46.