Статья прослеживает исторические изменения методологических принципов образования в целом и такой его разновидности, как электронное обучение, в соотнесении с типами научной рациональности. Автор делает вывод, что методология смешанного обучения соотносится со всеми типами научной рациональности исходя из неравномерности развития традиционной и цифровой дидактик. Традиционная дидактика предлагает подходы, согласующиеся с неклассическим и постнеклассическим типами рациональности, а педагогические идеи цифровой дидактики и многочисленные электронные средства претворения их в практику обучения остаются в рамках классической рациональности.
Методологические аспекты смешанного обучения в соотнесении с типами научной рациональности
Автор Байдикова Н.Л.
Ключевые слова: смешанное обучение, тип научной рациональности, классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность, цифровая дидактика..
Литература
- Степин В. С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура: коллективная монография / Отв. ред. Л. П. Киященко, В. С. Степин. СПб.: Мiръ, 2009. С. 249–295.
- Архипова О. В. Идея образования в контексте постнеклассической культуры: автореф. дис. … докт. филос. наук. С.-Петербург, 2012. 51 с.
- Заборская М. Г. Философия образования как социокультурный феномен: автореф. дис. … докт. филос. наук. С.-Петербург, 2005. 50 с.
- Skinner B. F. Teaching Machines // Science, New Series. 1958. Vol. 128. Is. 3330. Р. 969–977.
- Краудер Н. О различиях между линейным и разветвленным программированием // Программированное обучение за рубежом: сб. ст. / под ред. И. И. Тихонова. М.: Высш. шк., 1968. С. 58–67.
- Pask G. Heinz von Foerster’s Self Organization, the Progenitor of Conversation and Interaction Theories // Systems Research. 1996. Vol. 13. No. 3. P. 349–362.
- Соловьев А. А. Образование в контексте смены типов рациональности: автореф. дис. … канд. филос. наук. Волгоград, 2009. 20 с.
- Сергеев С. Ф. Методологические и дидактические проблемы электронного обучения // Сборник научных статей XVIII Объединенной конференции «Интернет и современное общество» IMS-2015, Санкт-Петербург, 23-25 июня 2015 г. С. 105 – 120.
- Блинов В. И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? // Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка: коллективная монография. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2019. С. 14 – 24.