Рассмотрены взаимосвязанные концепты — «цифровизация», «образовательные технологии EdTech», «образование через всю жизнь». На примере Республики Беларусь и Российской Федерации показано, что цифровизация образования сопровождается повсеместным внедрением цифровых образовательных платформ и развитием технологий и рынка EdTech. Отмечено, что пандемия коронавируса актуализировала запрос преподавателей и обучающихся на освоение инновационных способов организации учебной деятельности, на более гибкое взаимодействие в сети, одновременно превратив рынок EdTech в один из самых быстрорастущих в мире.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровые образовательные технологии, обучение длиною в жизнь, ключевые компетенции, рынок EdTech, коронавирусная инфекция, COVID-19.
Литература
- Цифровая экономика и онлайн-образование: европейский опыт: коллективная монография / Под науч. ред. И.В. Пеньковой, В.А. Королева. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2020. 351 с.
- Цифровая трансформация образования: сб. мат. 1-й Межд. науч.-практ. конф. 30 мая 2018. Минск: ГИАЦ Минобразования, 2018. 479 с.
- Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. Минск. 2018. URL: https://www.economy.gov.by/uploads/files/Obsugda emNPA/Kontseptsija-na-sajt.pdf (дата обращения 01.10.2021).
- Игорь Карпенко — о роли образования в построении IT-страны [Электронный ресурс] // Беларусь сегодня: издательский дом. 22 мая. 2019 г. URL: https://www.sb.by/articles/fundament-dlya-itstrany.html (дата обращения 28.10.2021).
- Лис П. Почему буксует цифровизация образования? [Электронный ресурс] // Цифровая трансформация образования: сб. мат. 2-й Межд. науч.-практ. конф. 27 марта 2019 г. / Отв. ред. А. Б. Бельский. Минск: ГИАЦ Минобразования, 2019. Режим доступа: http://dtconf.unibel.by/doc/Conference_2019.pdf (дата обращения 01.09.2021).
- Лис П. Проблемы трансформации образования в контексте цифровой экономики // Цифровая трансформация образования: сб. мат. 1-й Межд. науч.-практ. конф. 30 мая 2018. Минск: ГИАЦ Минобразования, 2018. С. 461—464.
- Соломников Д. Почему EdTech — это одно из самых развивающихся направлений, и что происходит с отраслью? [Электронный ресурс] // Business Planner. URL: https://businessplanner.ru/articles/analitika/pochemu-edtech-eto-o dno-iz-samyh-razvivajushhihsya-napravlenij-i-chtoproishodit-s-otraslju.html (дата обращения 12.09.2021).
- Рейтинг крупнейших в России EdTechкомпаний [Электронный ресурс] // Smart Ranking. Режим доступа: https://edtechs.ru/ (дата обращения 12.09.2021).
- Витовт Н. Три белорусских проекта попали в сотню самых перспективных разработок в сфере EdTech [Электронный ресурс] // Завтра твоей страны. 18.09.2020. URL: https://zautra.by/news/tri-belorusskikh-proektapopali-v-sotniu-samykh-perspektivnykh-razrabotokv-sfere-edtech (дата обращения 03.10.2021).
- Кукуть А. Coursera: Беларусь первая в Европе по ИТ-навыкам. И вторая в мире [Электронный ресурс] // ИТ в Беларуси. 23 августа. 2021. URL: https://dev.by/news/belarusstala-evropeiskim-liderom-po-it-navykam-v-novomotchyote-coursera (дата обращения 23.09.2021).
- Солдатова О., Швайко В. Тенденции развития дополнительного образования взрослых в контексте сложившейся отечественной практики // Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых: мат. V Междунар. науч.-метод. конф. 23 окт. 2020 г. Минск : РИВШ, 2020. 268 с.
- Владимир Мау: В России необходимо создать инфраструктуру дистанционного образования [Электронный ресурс] // РАНГХиГС. URL: https://perm.ranepa.ru/news/?ELEMENT_ID=389637 (дата обращения 23.09.2021).
- Что невозможно перевести в онлайн? Подведение итогов онлайн года [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/UH0zc-KJBuE (дата обращения 12.09.2021).
- Digital Education Action Plan (2021—2027) [Electronic resource] // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/education/education-inthe-eu/digital-education-action-plan_en (access date 23.09.2021).
- Непрерывное обучение — для всех! Аналитический обзор [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: сетевое издание. 9 августа 2021. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskiiobzor/nepreryvnoe-obuchenie-dlja-vsekh (дата обращения 23.09.2021).
- Гончеренок И. Ключевые компетенции для «образования через всю жизнь» (или все же век живи, век учись?) // Право и образование. 2009. № 10. С.4—13.