doi: 10.24151/2409-1073-2023-1-132-139
Аннотация. В статье обосновывается, что человеческое познание, имея единые ус-
ловия порождения, имеет также и единую основную проблематику, вокруг которой вра-
щаются предметы всех без исключения его особенных областей и форм. Рассматривается
историческая эволюция функциональной роли науки в обществе. Показана связь проб-
лемы тотальности с напряженной общественной потребностью индивида в осмыслении
своей свободы, которая выражается в разнообразных политических концепциях. Выяв-
лены гносеологические корни концепции тоталитаризма, проанализировано отношение
Я — Мы, показана его связь с противоречием непрерывного и дискретного, восходящим
к диалектике Единого и Многого. Выявлено, что индивидуальное Я, лишаясь собственных
определений в обществе развитого товарного производства, фрагментируется, несмотря на
растущую непрерывность цепочек материального производства, в которое оно включено
как агент. Эта фрагментация служит для Я основанием, с опорой на которое оно осознает
самоё себя как абстрактного Одного (das Eins). Предложено решение проблемы тотально-
сти в виде диалектического проекта единой концепции фрактальности, осмысленной в ка-
честве логической категории.
Ключевые слова: диалектика, Маркс, фрактальность, Гегель, тотальность, личность,
человек и общество
Для цитирования: Морозов М. Ю. Человек и общество через призму концепции
фрактальности // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023.
№ 1 (37). С. 132—139. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-1-132-139
Список литературы и источников
1. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла: [сб. эссе].
3-е изд. М.: Добросвет: Издательство КДУ,
2009. 387 с.
2. Бурик М. Л. Человек и экономика в виртуа-
лизированном мире. М.: Аграр Медиа Груп,
2016. 268 с.
3. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Куль-
турная логика позднего капитализма / пер.
с англ.: Д. Кралечкин; науч. ред.: А. Олей-
ников. М.: Изд-во Института Гайдара, 2019.
808 с.
4. Джохадзе И. Массовое общество и демокра-
тический тоталитаризм: свобода без выбо-
ра // Логос. 2005. № 5 (50). С. 165—178.
5. Ильенков Э. В. Диалектика идеального // Ло-
гос. 2009. № 1 (69). С. 6—62.
6. Морозов М. Ю. Понятие «фрактальность»
как логическая категория // Проблемы он-
то-гносеологического обоснования мате-
матических и естественных наук: сб. науч.
тр. / гл. ред. Е. И. Арепьев; Курск. гос. ун-т.
Вып. 11. Курск, 2020. С. 65—75.
7. Морозов М. Ю. Противоречие непрерывно-
сти и дискретности как существенное опре-
деление фрактального // Проблемы совре-
менного образования. 2021. № 5. С. 9—22.
8. Ясперс К. Духовная ситуация времени //
Смысл и назначение истории: [сб.]: пер.
с нем. / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1994.
С. 287—418.
9. Siemek M. Poznanie jako praktyka (Prolegomena
do przyszłej epistemologii) // Marksizm
w kulturze fi lozofi cznej XX wieku / red.
M. J. Siemek. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo
Naukowe, 1988. S. 9—24.
10. Sobotka M. Člověk a práce v německé klasické
fi losofi i. Praha: Nakl. polit. lit., 1964. 152 s.
Просмотреть материал полностью