Рассмотрен генезис средневековой концепции зла на основе анализа и сравнения взглядов Августина Блаженного, как одного из основателей и величайшего представителя схоластики, и Секста Эмпирика, как видного представителя скептицизма, воззрения которого плодотворно были использованы христианскими теологами в виде совокупности представлений, подлежащих обоснованной критике. Отмечается, что Августин выработал свое понимание феномена зла и собственную теодицею, опровергая взгляды Секста Эмпирика и мыслителей, работавших в схожих интеллектуальных традициях. Доводы скептиков заслуживают внимания и по сей день, представляя собой фундамент для интеллектуального оправдания деизма и атеизма.
Ключевые слова: зло, добро, Августин Блаженный, Секст Эмпирик, теодицея, религиозная философия.
Литература
- Антисере Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье. СПб.: Издательство Пневма, 2003. 688 с.
- Горохов П.А., Южанинова Е.Р. Философские представления о феномене зла в античной культуре // Философия и культура. 2020. № 10. С. 24—37.
- Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учебное пособие по курсу истории философии. Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проект, 2002. 348 с.
- Коган Л.Н. Зло. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1992. 112 с.
- Свендсен Л. Философия зла. М.: ПрогрессТрадиция, 2008. 352 с.
- Соболева М.Е. Логика зла. СПб.: Владимир Даль, 2015. 320 с.
- Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 352 с.
- Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М.: Греколатинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1999. 208 с.
- Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль, 1979.
- Берг Э. Августин. Беспокойное сердце. М., 2003. 384 с.
- Анри М. Св. Августин и августинизм. М.: Вестком, 1999. 208 с.
- Flasch K. Augustin: Einführung in sein Denken. Stuttgart, 1980.
- Baumeister R. Evil: Inside Human Violence and Cruelty. New York: Owl Book, 1999.
- Carsten C., Wilhelm S.-B. Das Böse. Eine historische Phänomenologie des Unerklärlichen. Suhrkamp, Frankfurt am Main, 1993.
- Лега В.П. Секст Эмпирик: скептицизм как образ жизни // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М.: Наука, 1991. С. 210—218.
- Маслов Д.К. Дискуссия о наличии догмы в учении Секста Эмпирика // Идеи и идеалы. 2017. Т. 2, № 2(32). С.30—41.
- Васильченко В.А. Скептицизм и религиозная вера: к постановке проблемы // Научная мысль Кавказа, 2009. № 3(59). С. 70—87.
- Грицанов А.А. Секст Эмпирик // Всемирная энциклопедия: Философия. М.: АСТ; Минск: Харвест; Современный литератор, 2001. 1312 с.
- Августин Аврелий. Исповедь. М.: Канон+ : РООИ Реабилитация, 2003. 462 с.
- Августин Аврелий. О граде Божьем. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ograde-bozhem/19_13 (дата обращения 08.03.2021).
- Hollingworth M. Saint Augustine of Hippo: An Intellectual Biography. Oxford University Press, 2013. 312 p.
- Филарет. Толкование на Книгу Бытия. М.: Рус. Хронограф, 2004. 702 с.
- Августин Аврелий. Заповедь благого Учителя: по творениям блаженного Августина: [избранные высказывания]. М.: Благовест, 2011. 158 c.
- Августин Аврелий. Христианская наука или Основания Священной Герменевтики и Церковного Красноречия: [сборник трудов и проповедей]. СПб: Библиополис, 2006. 508 с.
- Buonaiuti E. Le origini dell’ascetismo cristiano. E-text, 2020. 146 p.
- Saint Augustine. De Libero Arbitrio Voluntatis: St. Augustine on Free Will. 1947. 149 p.
- La Piana G. Le rappresentazioni sacre nella letteratura bizantina. Variorum Reprints, 1971. 344 p.
- Evans G.R. The History of Christian Europe. Lion Scholar, 2018. 232 p.
- Evans G.R. Augustine on Evil. Cambridge University Press, 1990. 198 p.
- Сенека Л.А. О милосердии: [сборник]. СПб: Азбука: Азбука-Аттикус, 2018. 346 с.
- Секст Эмпирик. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1975.
- Аветисьян А.А. Античные философы. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1955. 314 с.